15-е число месяца шаабан мусульманского лунного календаря, приходящееся в этом году на четвертое февраля, объявлено в Иране Всемирным днем обездоленных. С чем связана эта дата и какие мысли она невольно внушает тем, кто решил отметить ее в Иране и по всему миру?

Выбор этой даты (по инициативе основоположника Исламской Революции в Иране Имама Р.М. Хомейни (да будет милостив к нему Всевышний Аллах)) был не случаен и приурочен ко Дню рождения двенадцатого Имама (Имама Аль-Махди (А)), возвращения которого в последние времена иранские шииты ожидают в качестве спасителя и защитника обездоленных. Однако, было бы слишком примитивным подходом к вопросу сводить его исключительно к шиитским верованиям, распространенным в Иране. Идея прихода долгожданного Спасителя, наполняющего мир добром и справедливостью там, где он был исполнен тирании и жестокости, для мусульманского мира не нова и присутствует, при внимательном рассмотрении, практически во всех мировых религиозных традициях, в большинстве своем – задолго предшествующих явлению Ислама.

В древнеиранской традиции Зороастризма присутствует идея о грядущем возвращении пророческого рода в лице прямого потомка пророка – Саошьянта, как идеального правителя и духовного лидера, которому предстоит очистить землю и провозгласить воскрешение умерших.

В Иудаизме идея грядущего пришествия (в последние времена) Спасителя – Машиаха (букв. – «помазанника», т.е., помазанного на царство) прямого потомка царя Давида (т.е., представителя как легитимного царского, так и одновременно пророческого рода) непосредственно связана с представлением о благополучном завершении истории нашего мира.

В Христианстве присутствует идея возвращения Христа-Спасителя, где само слово «Христос» по-гречески означает то же самое, что и «Машиах» по-древнееврейски. Евангелия возводят родословную Иисуса Христа к царю Давиду, и в дальнейшем мусульманские предания – как суннитские, так и шиитские – признают его грядущее возвращение наряду (и одновременно) с явлением мусульманского Спасителя.

Таковым в Исламе признается потомок рода Пророка Мухаммада (С) – Махди (А) – с той разницей, что в суннитской парадигме Махди выступает как эсхатологическая фигура, которой еще предстоит быть рожденной на земле, тогда как шииты признают его как скрытого живого Имама (двенадцатого прямого потомка Пророка (С), унаследовавшего духовное лидерство в общине – умме), наблюдающего за людскими деяниями и ожидающего подходящего момента для своего явления, чтобы, как уже говорилось выше, наполнить мир добром и справедливостью там, где ранее он был исполнен жестокости и тирании.

В Буддизме и Индуизме также присутствуют свои мессианские эсхатологические мотивы (соответственно, предания о грядущем явлении Майтрейи и Калки), общность которых, связующая их с традициями Единобожия, заслуживает отдельного исследования. Как можно видеть, разные религиозные парадигмы оказываются объединенными в точке отражения универсального архетипа, связанного с Божественным вмешательством в мировой порядок в лице земного представителя высших сфер, наделенного превосходными личностными качествами и особыми духовными полномочиями. Несмотря на разночтения в именах и несоответствие ряда исторических фактов в преданиях разных традиций, надежда человечества на избавление от гнета, явленное свыше, не угасала никогда.

Такова историческая и легендарная подоплека этой памятной даты. Ее связь с памятованием об обездоленных и несправедливо угнетенных – самая непосредственная и очевидная. Она же, как видно из вышесказанного, объединяет в своем вселенском гуманистическом посыле стремления и чаяния последователей всех мировых религиозных традиций.

Однако, Исламская Революция в Иране, усилиями ее основоположника, Имама Хомейни (Р), привнесла в эту дату новый смысловой оттенок, весьма актуальный для современного мира – концепцию активного ожидания, в противовес ожиданию пассивному, предполагающему самоустранение верующих от мира до тех пор, пока ожидаемый Спаситель сам сделает всю необходимую работу по улучшению нашего мира. Как личные представления духовных лидеров Ирана, так и сам характер революционного процесса (считается, что революция в Иране продолжается до сих пор и будет продолжена до момента построения совершенного исламского общества) подчеркивают несостоятельность подобных безответственных взглядов[1].

Напротив, обязанностью каждого члена мусульманской общины – уммы – является приготовление почвы к явлению ожидаемого Махди (А), причем начиная с самих себя. Повышение уровня культуры, образования, личностное развитие каждого являются залогом грядущего процветания общества в целом. Ретрограды, пытающиеся посеять среди массы верующих обскурантистские и самоизоляционистские взгляды, должны столкнуться с непреодолимой контрсилой просвещения и прогресса.

Все это наводит на размышления о том, что, вспоминая про обездоленных по всему миру, нам не стоит забывать и о самих себе. По сути, все эти вопросы тесно взаимосвязаны друг с другом. Обездоленных и угнетенных ни в Газе (что крайне актуально на сегодня), ни в других странах мира не было бы, если бы за ними стояла единая двухмиллиардная умма. С другой стороны, единство и сила уммы – в знаниях и просвещении, которые обеспечили бы ей не только духовную сплоченность, но и экономическое и технологическое процветание, позволяющее дать достойный отпор внешним агрессорам, пытающимся силой насадить свои идеалы и ценности, вопреки посланию Откровения Всевышнего.

Вспоминая об обездоленных в этот день, следует заострять внимание не только на частных примерах (ярчайшим из которых в последние дни служит геноцид палестинского народа со стороны израильско-сионистской военщины), но и на общих факторах, приводящих к подобным плачевным результатам:

– Экономической отсталости ряда мусульманских стран;

– Политической разобщенности мусульманских государств друг с другом, несмотря на декларируемую ими приверженность принципам Священного Корана и Сунны (традиции) Святого Пророка (С);

– Научного отставания мусульманской уммы от других народов, как в плане общего уровня образования, так и в плане конкретных достижений в науке и технике.

Вышеперечисленные факторы можно без труда свести к одной ключевой проблеме несовершенства общественно-экономической модели, принятой в подавляющем большинстве мусульманских стран на сегодняшний день. Жертвами этого несовершенства в результате становятся все мусульмане, испытывающие в жизни социальный гнет, экономическую нужду, безработицу, отсутствие четких перспектив для творческой и профессиональной самореализации, военную и политическую зависимость от более сильных держав, диктующих в обмен на покровительство собственные ценности и представления о жизни и т.д. Все упомянутые жертвы – суть обездоленные, и было бы слишком просто и примитивно вспоминать в этот день только лишь о наших братьях и сестрах, гибнущих в Газе. Кровь, проливаемая в Газе – это лишь одно горькое следствие из всего перечисленного выше. Бороться лишь со следствием – значит, погасить симптомы болезни, загнав ее внутрь, но проигнорировав при этом причину.

День обездоленных – хороший повод для того, чтобы, собравшись всем вместе, задуматься над тем, почему в принципе любой, гипотетический условный противник может безнаказанно простирать руку на мусульманские земли, на жизни и имущество мусульман. Проще говоря – почему мы слабы? Почему мы все – обездоленные?

Загоняющие себя в кабалу запрещенных Кораном процентных кредитов, мы – обездоленные. Получающие многомиллиардные прибыли от продажи нефти и газа, но довольные наряду с этим своим невежеством, вынужденные покупать на вырученные нефтедоллары из-за границы все – от автомобилей до швейной иглы, от нижнего белья до сельскохозяйственной техники, мы – обездоленные. Лишенные принципов и убеждений, готовые за первую же соблазнительную подачку оказаться второсортными жителями мелких западных полуколоний, мы – обездоленные и проклятые! Думающие каждый лишь о самом себе, ставящие личные и даже узконациональные интересы выше интересов глобальной уммы, мы – разделенные, ослабленные и обездоленные, готовая добыча для стервятников.

И напрасно кое-кто из нас лицемерно себя убеждает, будто их ничто не связывает ни с народом Палестины, ни с угнетенными мусульманами других стран, лишенных права свободно исповедовать и выражать свою веру. Этими мыслями они не только выводят себя из общины, но – более того – возлагают на свою голову ответственность за страдания наших обездоленных братьев. Убитые и умершие от голода дети Палестины – это, прежде всего, жертвы нашего собственного эгоизма и себялюбия, нашего невежества, нашей слабости, которые некоторые из нас, к сожалению, по своему преступному недомыслию полагают нашим личным делом.

Дело всей нашей жизни – служение умме и поклонение Всевышнему в этом служении, воплощение на деле священных принципов Откровения Корана. Отказ от служения – есть предательство своей веры. Когда мы, довольные личными успехами, с радостью предаемся комфортной жизни, забывая о том, что на другом конце света, а может, и по соседству, проливается кровь наших невинных братьев и сестер, тогда нам следует иметь в виду: пуля, выпущенная в палестинского ребенка сионистским солдатом, выпущена с нашей подачи и с нашего молчаливого одобрения. Сионисты, расисты, националисты, воинствующие атеисты – лишь инструменты исполнения горькой судьбы, которую мы сами пишем для себя своим бездействием, своим невежеством, своим безучастием. Мы именуем себя гордым именем мусульман – преданных Воле Всевышнего – и при этом попираем фундаментальные заповеди Откровения. Чего же еще нам ожидать от жизни?

Такова горькая правда, оживающая перед нашим взором в этот Всемирный день обездоленных. Подвигнет ли она, наконец, каждого из нас на путь прогресса, просвещения, служения своим идеалам с полной самоотдачей, или же прозвучит по каждому похоронным набатом? Выбор – за нами, и от того, какой выбор сегодня сделает каждый из нас, напрямую зависит, какая судьба ожидает мировую общину в целом.

В конечном итоге, быть или не быть обездоленными – в первую очередь – наш собственный выбор, ведь для того, чтобы отвергнуть горькую участь и обратиться к новой, благополучной судьбе, достаточно лишь быть истинными мусульманами, т.е., всецело преданными Всевышнему[2], и результат, обещанный в дарованном свыше Коране, не заставит себя долго ждать. Вспомним священные слова Всевышнего:

۝ وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا

И свяжитесь вервью Аллаха все вместе, и не разделяйтесь[3]

۝ كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَوْ آمَنَ أَهْلُ الْكِتَابِ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُم مِّنْهُمُ الْمُؤْمِنُونَ وَأَكْثَرُهُمُ الْفَاسِقُونَ

Вы являетесь лучшей общиной, выведенной для людей: повелевающими одобряемое и удерживающими от отвергаемого, и верующими в Аллаха; и если б уверовали люди писания, то было бы лучше для них, – из них есть и верующие, но большинство из них – нечестивые[4]

И – наконец – обетование заслуженной награды за страдания, перенесенные с верой и честью:

۝ وَنُرِيدُ أَن نَّمُنَّ عَلَى الَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا فِي الْأَرْضِ وَنَجْعَلَهُمْ أَئِمَّةً وَنَجْعَلَهُمُ الْوَارِثِينَ

۝ وَنُمَكِّنَ لَهُمْ فِي الْأَرْضِ

И желаем Мы оказать благодеяние тем, которые были умаляемы (т.е., обездолены) на земле, и сделать их предстоящими[5], и сделать их наследниками,

И упрочить для них положение на земле[6].

Тарас Черниенко,

5 февраля 2026 г.


[1]  См.: https://ru.hawzahnews.com/news/710/Возникновение-цивилизационного-и-исторического-процесса-который  

[2] Такова этимология арабского слова «муслим» (т.е., «мусульманин») – Т.Ч.

[3] Коран, 3:103, перевод с арабского – мой – Т.Ч.

[4] Коран, 3:110.

[5] Буквально по-арабскими – «имамами», т.е., вождями, предводителями, примером для следования остальным – Т.Ч.

[6] Коран, 28:5-6, перевод с арабского – мой – Т.Ч.

0 CommentsClose Comments

Leave a comment

Newsletter Subscribe

Get the Latest Posts & Articles in Your Email

We Promise Not to Send Spam:)