22 декабря в текущем году евреи всего мира закончили восьмидневное празднование Хануки – через день после того, как иранские мусульмане и зороастрийцы отметили праздник зимнего солнцестояния – Йалда – и за два дня до того, как большинство христиан мира (включая проживающих в Иране) сели за праздничный стол в рождественский вечер.

Можно ли усмотреть что-либо общее между этими днями?

С одной стороны, Ханука – День очищения (обновления) Храма – это праздник, установленный иудейскими мудрецами в память о конкретном историческом событии (подробнее о нем будет рассказано ниже). С другой же стороны, в силу Божественного провидения событие это произошло достаточно близко ко дню зимнего солнцестояния, а символическое значение праздника как Дня света (Хаг Урим – «праздник светочей» – его второе название), несомненно, объединяет его – по удивительному совпадению – и с иранским народным праздником Йалда, символизирующим победу света над тьмой (в том числе – и в духовном смысле), и с христианским Рождеством, также привязанным к этой символической астрономической дате, где символическое торжество солнечного тепла и света наполнено дополнительным евангельским смыслом явления Христа – Спасителя, поправшего смерть, провозгласившего надежду на воскресение к новой, вечной жизни, и грядущее торжество Царствия Божия.

Празднование Хануки приходится на дату 25 кислева еврейского лунного календаря. В отличие от солнечных календарей зороастрийцев, иранских мусульман и христиан, евреи пользуются (как и большинство мусульман остального мира) лунным 12-месячным календарем. Таким образом, обычный еврейский год составляет 353-355 дней. Однако, в отличие от мусульманского лунного календаря, в високосные годы евреи прибавляют дополнительный, 13-й месяц (Адар Бет, или Второй Адар), таким образом, продолжительность високосного лунного года составляет 383-385 дней, а средняя продолжительность года максимально приближается к средней продолжительности солнечного 365-дневного года, и, следовательно, праздники и памятные даты ежегодно приходятся примерно на одни и те же сезоны[1]. Прямой запрет на подобную корректировку календаря с целью его адаптации к солнечному году был дан уже впоследствии, в тексте нового Откровения Ислама, в аяте Священного Корана:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ

Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев (записанных) в Писании Аллаха в день, когда сотворил Он небеса и землю…[2]

Хочется надеяться, что читатель простит нам это краткое отступление, указывающее на вероятную общность монотеистического астрономического символизма в обиходе древних иранцев, христиан, мусульман и иудеев. Ханука, Йалда, Рождество – все эти праздники происходят от разных исторических корней и служат напоминанием о разных, не имеющих ничего общего друг с другом событиях. Но, с другой стороны, общность парадигмы мышления последователей всех религий Откровения[3] неизбежно должна была породить и общность иносказательных символических образов, которые зиждятся на единой архетипической основе.

История праздника Ханука восходит к 164 году до н.э., когда повстанческая армия Иехуды Маккавея освободила Иерусалим от захватчиков-селевкидов. По указанию сирийского царя Антиоха IV Епифана Храм был осквернен водружением в святых пределах языческих идолов, священная храмовая утварь была разграблена. Согласно преданию, осквернение Храма пришлось на ту же дату, 25 кислева, три года назад (т.е., 167 до н.э.). О восстании Маккавея (преемника Маттафии Хасмонея, первым поднявшего восстание против селевкидов, вознамерившихся полностью искоренить религию Откровения – Иудаизм – заменив ее одной из разновидностей эллинских языческих культов) повествуют Маккавейские книги Ветхого Завета, относящиеся к второканоническим, т.е., переведенным уже с греческих копий, еврейский оригинал которых утрачен. Второканонические книги признаются неотъемлемой частью богодухновенного Священного Писания православными и католиками, однако, они не входят в иудейский канон ТАНАХа (Тора, Пророческие книги и Писания). Тем не менее, иудейскими мудрецами в память об этом событии (несомненно, весьма значимом, как знаменующем собой Божьей милостью спасение монотеизма от рук превосходящих по силе язычников) был установлен восьмидневный праздник, которому сопутствует предание о восьмидневном чуде.

Очищение Храма после восстановления жертвенника требовало, среди прочих ритуалов, возжигания лампады. Однако, специально применявшееся для этой цели масло было обнаружено лишь в количестве, способном поддерживать огонь в течение суток. На изготовление новой порции масла требовалась неделя – однако, Всевышний явил чудо, и тот немногий запас масла, который при обычных условиях оказался бы израсходованным за один день, поддерживал огонь на протяжении восьми дней – до тех пор, пока новое масло не подоспело. Такова легендарная подоплека восьмидневного празднования. Со временем возобладала ритуальная практика возжигания по одной новой свече на специальном ханукальном светильнике в каждый из восьми праздничных дней.

Таков по сути своей этот праздник света – по форме и по духу. Естественно, что он сопровождается как чтением ритуальных молитв, так и обстановкой всеобщей радости, света, ярких красок, вселяющих надежду на светлое будущее.

В Иране – стране многонациональной и многоконфессиональной, где испокон веков бок о бок проживали представители самых разных народностей и религозных общин, празднование Хануки особо ярко подчеркивает глубокую духовную общность между людьми разных национальностей и религий, благодаря которой все наше внешнее разнообразие ни в коем случае не должно выступать поводом для разногласий, но непременно должно служить прочной основой для взаимного культурного обогащения. Хочется надеяться, что и во всем остальном мире, по примеру Ирана[4], удастся навсегда положить конец любым формам неприязни и отчуждения на почве внешних различий, установив на века атмосферу братского единства всех искренних и чистых душой людей, преданных Всевышнему Создателю.

Тарас Черниенко,

24-25 декабря 2025 г.


[1] Название месяца Адар происходит от древнеассирийского Аддару (со множеством возможных значений, в т.ч. – «чудо», «сила», «затмение» – или, возможно, речь идет об окончании «затмения» – периода превосходства по долготе ночи над светлым днем?). Возникает вопрос о возможности этимологической общности между названием месяца и древнеиранским «адар», в значении «огонь». Второй Адар выпадает приблизительно на март месяц, в котором, как известно, отмечается иранский Новруз, которому предшествует Чаршанбе-йе Сури, «Красная среда» или «Последняя среда» (перед Новрузом) – праздник огня, с торжественным возжиганием костров – Т.Ч.

[2] Коран, 9:36, перевод с арабского – мой – Т.Ч.

[3] К каковым Коран в открытой форме причисляет иудеев, сабиев, христиан и зороастрийцев (араб. – маджус) наряду с мусульманами, в противоположность последователям идолопоклоннических культов, см. Коран, 22:17 – Т.Ч.

[4] Ярким примером здесь может служить период 12-дневной войны в июне 2025 года, когда иранские иудеи вместе с мусульманами и представителями других религий выступили искренними патриотами своей страны, в едином душевном порыве выразив осуждение нападению израильского агрессора и готовность отдать свою жизнь на благо Родины – Т.Ч.

0 CommentsClose Comments

Leave a comment

Newsletter Subscribe

Get the Latest Posts & Articles in Your Email

We Promise Not to Send Spam:)