Тема, выбранная здесь для обсуждения – философская в своей основе, хотя на практике затрагивает многие сферы человеческих взаимоотношений, включая международную дипломатию и право и является важной для последователей всех религий. Многократно за всю историю человечества понятие Божиего избранничества (богоизбранности) получало превратное толкование, им злоупотребляли, в частности, для оправдания разного рода притеснений и ущемлений в правах тех, кого под данным предлогом не относили к числу «своих». Поэтому неудивительно, что поводом для развития этой философской дискуссии послужило совсем не религиозное событие, а серия скандальных заявлений израильского министра финансов Бецалеля Смотрича – радикального ультраправого политика, представляющего партию религиозных сионистов – касающихся непризнания факта существования палестинского народа и его права на собственное государство, сопровождаемых оскорбительными националистическими ремарками в адрес, в частности, Саудовской Аравии, в ответ на выражение ею готовности к нормализации отношений с Израилем в обмен на признание за палестинцами указанного выше права[1].
Дальнейшее изучение проблемы продемонстрировало, что заявления Смотрича базируются на псевдорелигиозном обосновании, что, дескать, «божественное право» еврейского народа (к которому, надо полагать, он относит и право на палестинские территории) имеет приоритет над международным правом[2]. Таким образом, исследование современных проблем заставляет нас обратиться к их историческим корням, в частности, в аспекте, касающемся Божественного избранничества и упомянутого Божественного права.
Какова кораническая точка зрения на этот вопрос? Присутствуют ли подобные понятия (в эксплицитной либо завуалированной форме) в тексте Священной Книги Ислама? Какого истинное содержание этих понятий в контексте представления о духовной общности и братстве религий Откровения?
В поисках ответов достаточно обратиться к самому первоисточнику – незамутненному наслоениями субъективных интерпретаций исконному тексту Священного Корана.
Прежде всего обращает на себя внимание коранический аят 2:47, который может легко быть интерпретирован в пользу представления об особом Божием избранничестве сынов Исраила (т.е., потомков Иакова, составивших еврейский народ):
يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اذْكُرُوا نِعْمَتِيَ الَّتِي أَنْعَمْتُ عَلَيْكُمْ وَأَنِّي فَضَّلْتُكُمْ عَلَى الْعَالَمِينَ
О, сыны Исраила! Помяните благодать Мою, которой Я облагодетельствовал вас, и то, что Я отдал вам предпочтение перед людьми[3]
Заключительное слово аята (الْعَالَمِينَ – ‘аламин) может быть переведено – в зависимости от контекста как «мирами» или как «людьми». Очевидно, что в данном примере речь идет о предпочтении сынов Исраила перед другими людьми, в частности, оно может выражаться в том, что два величайших пророка – Муса (Моисей (А)) и Иса (Иисус (А)) были ниспосланы в их среду с двумя величайшими небесными Откровениями – Торой и Евангелием. Пожалуй, ни один народ в истории не был облагодетельствован Всевышним подобным присутствием в их среде «великих» и «малых» (относительно масштабов распространения их миссии) пророков (А). Конечно же, разговор о предпочтении потомков Исраила перед животным миром, планетами, звездными системами и прочим, что можно иметь в виду под понятием «миров», лишен логического смысла. Поэтому несомненно, что речь идет именно о предпочтении перед людьми, и в кораническом языке это слово используется именно таком смысле в других аятах, где по контексту оно не допускает никакой иной интерпретации, вот самый яркий тому пример:
…أَوَلَيْسَ اللَّهُ بِأَعْلَمَ بِمَا فِي صُدُورِ الْعَالَمِينَ
… Разве Аллах не более Сведущ о том, что (заключено) в грудях у людей?[4]
Здесь заключительным словом аята также выступает الْعَالَمِينَ – ‘аламин, однако, по контексту, никоим образом оно не может быть переведено как «миров».
Таким образом, не остается никакого сомнения в том, что, согласно Корану (2:47), Всевышний оказал предпочтение сынам Исраила перед людьми, избрав из их среды многочисленных пророков (А), некоторые из которых выступили, в том числе, с миссиями мирового значения. Коран признает за потомками Исраила благодать богоизбранности, которая, однако, имеет свои условия и не должна восприниматься как индульгенция для совершения любых проступков и прегрешений, в том числе – по отношению к окрестным народам.
Тора говорит по этому поводу:
וַאֲהַבְתֶּ֖ם אֶת־הַגֵּ֑ר כִּֽי־גֵרִ֥ים הֱיִיתֶ֖ם בְּאֶ֥רֶץ מִצְרָֽיִם
И возлюбите пришельца, ибо пришельцами были вы в земле египетской[5]
Пришельцами в земле египетской, как мы помним, были сыновья Исраила (Иакова) – Иосиф (коранический Йусуф (А)) и его братья. Они-то и стали родоначальниками двенадцати колен еврейского народа. То есть, евреи не просто «были» пришельцами в Египте, но там они зародились как народ, впоследствии удостоенный Божьего избрания. Принцип уважения к пришельцам в Торе – отражение этого исторического опыта. Таким образом, согласно писанию Торы (о котором свойственно забывать радикальным израильским сионистам), богоизбранность как особая миссия служения Всевышнему никоим образом не поощряет высокомерия и заносчивости, основанных на превратном представлении о богоизбранных людях как о якобы имеющих врожденное превосходство над остальными. Эти расистские идеи не только не находят никакого подтверждения в Священных писаниях, но, более того, богоизбранность в Божием Откровении не является бесспорной по праву рождения, а обусловлена в первую очередь соблюдением причастными к ней людьми Божественных заветов. Божий народ, избранный народ – тот, кто верен заповедям Избравшего его, предан Ему всей душой.
Несколькими строками выше процитированного нами аята о потомках Исраила как отмеченных Божественной благодатью, мы читаем следующие слова:
يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اذْكُرُوا نِعْمَتِيَ الَّتِي أَنْعَمْتُ عَلَيْكُمْ وَأَوْفُوا بِعَهْدِي أُوفِ بِعَهْدِكُمْ وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ
О, сыны Исраила! Помяните благодать Мою, которой Я облагодетельствовал вас, и соблюдайте завет со Мной, и Я буду соблюдать завет с вами, Меня же – страшитесь[6]
В суре 4 («Ан-ниса») Священного Корана, аяты 155 – 161, Коран перечисляет многочисленные нарушения потомками Исраила заключенного со Всевышним завета, в числе которых: убийство пророков (мученическая смерть пророка Исайи (А) при царе Иудеи Манассии, казнь пророка Иезекииля, и т.д.), клевета на Иисуса (А) и его мать Марию (А) (аяты 4:156-157), проявление несправедливости к окружающим в общем (аят 4:160, к таковым можно отнести и нарушения субботы, установление о соблюдении которой подтверждается, в том числе, аятом 4:154) и в частности (взимание узуры, или ростовщического процента, аят 4:161, злоупотребление правами на чужое имущество либо незаконное присвоение последнего – там же). За все перечисленное, естественно, нарушители не только лишаются благодати богоизбранности, но и подвергаются суровой заслуженной каре:
…وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ مِنْهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا
…и уготовили Мы для проявляющих неверие из их числа болезненное наказание[7]
Коран обещает проявляющим активное неверие мучительное наказание в загробной жизни вне зависимости от происхождения. Однако, в данном аяте дается дополнительное конкретное указание «из их числа», обращающее наше внимание на то, что никакая претензия на «врожденную богоизбранность» не способна спасти нарушителей Божиего Закона, и в данном примере они уравниваются со всеми остальными людьми и в правах, и в обязанностях.
Согласно учению Ислама и Иудаизма, богоизбранность – это, прежде всего, ответственность перед окружающими, требующая воплощения своим жизненным примером образца совершенного исполнения заповедей с тем, чтобы остальные могли, равняясь на этот пример, приобщиться к ниспосланной Истине. В этом – смысл сложной системы из 613 заповедей Торы, в то время, как остальным народам Господь дозволил удовлетвориться лишь семью общечеловеческими законами (семь законов Ноя[8]).
Выражаясь проще, богоизбранность выражается в полной самоотдаче в служении Создателю, а не в помутнении разума от гордыни, внушающей суетные мысли о собственном мнимом превосходстве. Этот же принцип сохранился и с распространением миссий Христианства и Ислама на все человечество. Так, мусульмане в Коране именуются «лучшей из общин», но не по праву рождения, а по заслугам в соблюдении Божьих законов, как сказано:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَوْ آمَنَ أَهْلُ الْكِتَابِ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُم مِّنْهُمُ الْمُؤْمِنُونَ وَأَكْثَرُهُمُ الْفَاسِقُونَ
Вы являетесь лучшей общиной, выведенной для людей: повелевающими одобряемое и удерживающими от отвергаемого, и верующими в Аллаха; и если б уверовали люди писания, то было бы лучше для них, – из них есть и верующие, но большинство из них – нечестивые[9]
Данный аят имеет смысл процитировать здесь целиком, так как он прямо отвечает на претензии Смотрича касательно приоритета богоизбранности перед международным правом. Напротив, согласно Корану (и ничего вопреки этой заповеди мы не находим и в прежних Авраамических писаниях), именно всецелая самоотдача делу установления справедливости и права, руководствуясь при этом глубокой верой во Всевышнего, и является, по сути, основным критерием богоизбранности.
Полнота нравственного послания Иудаизма воплощается в ключевом (по мнению рабби Акивы и рабби Бен Аззая) положении Торы:
וְאָהַבְתָּ לְרֵעֲךָ כָּמוֹךָ
И возлюби соседа своего как себя[10]
Слово «соседа» также часто читают как «ближнего», при этом не следует пренебрегать смысловым акцентом, указывающим на то, что речь все-таки идет не только о ближайших родственниках: понятие «ближнего» употребляется здесь в расширительном значении, распространяясь на всех людей доброй воли. С приходом Христианства эта мысль нашла четкое подтверждение в Евангелии, в притче Иисуса о добром самаритянине, сделавшем добро попавшему в беду человеку, от которого отвернулись его еврейские единоверцы (Евангелие от Луки, 10:25 – 37). Самаритяне были самобытной этноконфессиональной общиной, проживавшей по соседству с евреями, но не смешивавшейся с ними. По сей день они сохраняются в малом числе на территории Палестины, однако исповедуют отличную от ортодоксальной версию Иудаизма, почитая в качестве священного писания самаритянское пятикнижие, отличающееся от канонического текста Торы. В связи с этими ортодоксальные иудеи не считают их и, тем более, не считали во времена Иисуса Христа, своими единоверцами. Таким образом, притча Иисуса распространяет понятие «ближнего» (или, в другой версии перевода, того «соседа», которого по заповеди Божией надлежит любить как самого себя) в том числе и на иноверцев.
Такую же картину мы наблюдаем и в Исламе. Выше уже был процитирован коранический аят 3:110, в котором говорится о верующих как о «лучшей общине». В заключительных словах аята выражается пожелание, чтобы все Люди Писания (последователи всех небесных Откровений) стали искренне верующими, при этом подчеркивается, что верующие, несмотря ни на что, есть и среди них уже сегодня. Следует задуматься над глубиной смысла этих слов. Надо отдавать себе отчет в том, что здесь совершенно четко и недвусмысленно утверждается, что «верующими» (Коран обычно применяет этот эпитет по отношению к мусульманам, т.е., этимологически, людям, абсолютно предавшимся Воле Всевышнего) здесь признаются некоторые последователи братских религий Откровения, не вышедшие при этом из них.
Принятие Ислама, как известно, уравнивает в рядах мусульманского братства всех верующих, независимо от их происхождения (из числа людей писания, идолопоклонников или атеистов – совершенно неважно, кем они были до этого). Поэтому, если бы речь в аяте велась именно о тех, кто принял Ислам как конфессию (т.е., провозгласил свою приверженность заповедям Корана), смысл фразы «из них» по отношению к людям Писания был бы совершенно утрачен. Если бы смыслом сказанного было поощрение людям писания оставить свои конфессии и последовать за примером тех мусульман, которые вышли «из них» (из их числа) ранее, в таком случае, заключительную фразу аята следовало бы понимать так, что оставшиеся приверженцами своей старой веры противопоставляются уверовавшим и относятся к «нечестивым». Однако, не требует дополнительных доказательств то, что это далеко не так. Мало того, что исторический опыт демонстрирует, что среди Людей Писания остается немало искренне верующих (пускай верующих по-своему) и ведущих праведный образ жизни, к которым эпитет «нечестивые» не может быть приложен ни при каких условиях, но, к тому же, и сам Коран восхваляет этих последователей братских нам конфессий, выделяя их среди прочей массы людей и обещая им достойную участь в загробной жизни, см. аяты 2:62, 5:69, 22:17. Вывод: Коран повествует здесь именно о последователях иных религий Небесного Откровения (к которым, в частности, относятся братские конфессии Иудаизма, Христианства, Зороастризма), среди которых имеются как свои вероотступники (нечестивцы), так и свои верующие – праведники, заслуживающие благой участи в загробном мире.
Из вышесказанного можно сделать еще более далеко идущий вывод о том, что Коран, заявляя о себе как о Книге, знаменующей полноту завета со Всевышним, не претендует наряду с этим на абсолютную монополию на Истину, зерна которой могут быть найдены и в других религиях, черпающих Божественное вдохновение от единого с Исламом Источника. Следовательно, кораническая трактовка богоизбранности (обладания Божественной благодатью) представляет нам единственный критерий личной праведности, не обращая внимания не только на национальные и социальные различия, но и – что может поразить многих, впервые подходящих в данному вопросу – на различия конфессиональные! Верующие иудеи, христиане, зороастрийцы и мусульмане – братья друг другу, и ни одна из братских конфессий, которые, кстати, не исчерпываются данным списком, не отменяет принципа любви к ближнему как к самому себе.
Мы начали наши рассуждения со скандальных заявлений Бецалеля Смотрича – одиозного ультраправого израильского политика, которого даже в самом Израиле не все признают выразителем воли его граждан[11]. Конечно же, даже без заявлений израильских оппозиционеров понятно, что Смотрич – это не весь Израиль, а, тем более, Израиль как сионистское государство – это далеко не весь еврейский мир. Однако, озвученная им позиция является показательным примером того, как слова о достоинстве религиозного служения, которое, как подразумевается, должно быть сопряжено с любовью к окружающим и самопожертвованием во имя общего блага, превратно перетолковываются в контексте чувства шовинистского превосходства, самовозвышения в гордыне за счет унижения других – сначала на словах, а затем – и на практике.
Наша задача – исследовать истоки подобных порочных взглядов, присутствующих – увы – среди последователей любой конфессии. Смотрич, в частности, облачился в одеяние религиозного сиониста. Однако, его упор на внешнюю религиозность (выражающуюся, в том числе, в требовании превратить Израиль в галахическое – живущее по религиозным канонам в качестве законодательной базы – государство) на поверку обнажает под религиозными одеждами абсолютно безбожную сущность, выводя на свет его незнакомство (либо сознательное противоречие) с фундаментальными постулатами Иудаизма. Подобные тенденции подчеркивать собственную исключительность, пренебрегая правами и свободами других, характерны также для самых различных форм религиозного национализма (в т.ч., напр., радикального христианского национализма в США) или исламизма джихадистской направленности. То, что неосторожно для себя озвучил израильский политик, зреет в головах псевдомусульманских, псевдохристианских и Бог знает каких еще псевдо- политиков по всему миру, жаждущих нажить себе капитал, играя на нарушении хрупкого национального или конфессионального равновесия в разных точках планеты. И самым эффективным способом противостояния этим пагубным тенденциям служит умение обращаться к первоисточникам, к Слову Божию, помогающему отделить пшеницу от плевела, истинно религиозное – от псевдорелигиозной показухи, жертвенную богоизбранность – от горделивого самолюбования. Черпая Истину от незамутненного субъективными перетолкованиями источника, мы, будучи наставлены на прямой путь к Богу, давно могли бы избежать трагедий Холокоста, Балканского конфликта, геноцида в Палестине, межэтнических столкновений в Руанде, Судане, Кашмире, и т.д. Многое из сделанного в мире останется навеки непоправимым. Но многих бед мы еще можем избежать в будущем – при условии, что станем жить на нашей планете в духе Божием, создавая по всему миру день за днем здание сплоченного узами любви и братства богоизбранного человечества.
Тарас Черниенко,
28 ноября 2025 г.
[1] Сообщает агентство Anadolu (URL: https://www.aa.com.tr/en/middle-east/far-right-israeli-minister-retracts-insulting-comments-against-saudi-arabia/3724931# ). Ранее (три года тому назад) Смотрич совершенно открыто отрицал факт существования палестинского народа, за что подвергся резкой критике международной общественности, см. материал The Guardian (URL: https://www.theguardian.com/world/2023/mar/20/israeli-minister-condemned-claiming-no-such-thing-as-a-palestinian-people-bezalel-smotrich ).
[2] Metin Boşnak, PhD, The Idea of Chosenness and Racism: A Critical Examination of American and Jewish Contexts, URL: https://www.academia.edu/145126344/The_Idea_of_Chosenness_and_Racism_A_Critical_Examination_of_American_and_Jewish_Contexts
[3] Коран, 2:47. Здесь и далее переводы с арабского оригинала выполнены мной – Т.Ч.
[4] Коран, 29:10.
[5] Деварим (Второзаконие), 10:19, перевод с иврита – мой – Т.Ч.
[6] Коран, 2:40.
[7] Коран, 4:161.
[8] См. статью в «Википедии» «Семь законов потомков Ноя» по ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_законов_потомков_Ноя . Таковы взгляды Иудаизма на остальные народы. То есть, соблюдения семи законов Ноя достаточно, чтобы быть признанным праведным (братом по духу и вере) в глазах верующих иудеев. С другой стороны, до явления глобальных Откровений (Христианства и Ислама) к разным народам приходили свои пророки (А), говорившие на их родном языке и давшие каждому из этих народов свои своды законов и заповедей, во многом – с учетом обстоятельств времени и места, в исторической перспективе – как подготовка к явлению мировых Откровений с их более универсальными законодательными и правовыми системами. Представитель каждого народа, следующий своему комплексу заповедей Божьих пророков (А), таким образом, имел моральное основание считать себя «богоизбранным». Проще говоря, каждый народ, верный Богу – богоизбранный на этом условии, и ни один народ не имеет здесь преимущества перед другим, все равны и в ответственности перед Всевышним, и в ниспосылаемой им по заслугам благодати.
[9] Коран, 3:110.
[10] Иерусалимский Талмуд, трактат «Недарим», 9:4, перевод с иврита – мой – Т.Ч.
[11] Яир Лапид, лидер партии «Йеш Атид» и другие влиятельные политики, оппозиционные по отношению к Смотричу и его покровителю Биньямину Нетаньяху, поспешили отмежеваться от этих заявлений, см. материал агентства Anadolu, на который выше уже приводилась ссылка: https://www.aa.com.tr/en/middle-east/far-right-israeli-minister-retracts-insulting-comments-against-saudi-arabia/3724931#

