Сердце – и метафорически, и как орган человеческого организма упоминается в Священном Коране многократно, причем для его обозначения используются два арабских слова – калб (мн.ч. – кулуб) и фуад (мн.ч. – аф’ида). И тот, и другой термин, помимо всего прочего, в контексте коранических аятов обозначают средоточие разума (мышления), например:

وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا

И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания – поистине, и слух, и зрение, и сердце (фу’ад – Т.Ч.) – все они будут об этом спрошены[1]

وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَى فَارِغًا

И стало сердце (фу’ад – Т.Ч.) матери Мусы свободным…[2]

Или – другие примеры:

وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِّنَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ لَهُمْ قُلُوبٌ لَّا يَفْقَهُونَ بِهَا

И вот, Мы сотворили для геенны многих из джиннов и людей, у них – сердца (кулуб – Т.Ч.), которыми они не постигают…[3]

أَفَلَمْ يَسِيرُوا فِي الْأَرْضِ فَتَكُونَ لَهُمْ قُلُوبٌ يَعْقِلُونَ بِهَا أَوْ آذَانٌ يَسْمَعُونَ بِهَا فَإِنَّهَا لَا تَعْمَى الْأَبْصَارُ وَلَكِن تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ

Ужели они не следовали по земле, дабы были у них такие сердца (кулуб – Т.Ч.), которыми они осознают, или уши, которыми они внемлют – поистине же, не взоры слепнут, но слепнут сердца (кулуб – Т.Ч.), которые в (каждой) груди[4]

Таким образом, мы сталкиваемся с указанием не только на некое метафорическое средоточие мысли либо эмоций, но и на конкретный орган, помещающийся в груди, которому приписывается возможность постигать (понимать), мыслить, видеть (или слепнуть), и т.д. и т.п.

Все эти утверждения долгое время давали повод противникам Корана обвинять его в ненаучности. Их версия – в обобщенном виде – сводится к следующему:

Еще Алкмеон Кротонский (VI – V вв до н.э.), древнегреческий врач и натурфилософ, указывал на мозг как на центр мыслительной деятельности человека. Однако, Аристотель (IV в до н.э.) в своем учении о сердце[5] именно его указывает как на средоточие сознания, расходясь в этом вопросе со своим учителем Платоном. Со временем именно версия Аристотеля возобладала на долгое время, в том числе, и в представлениях жителей Ближнего и Среднего Востока. Образы сердца как средоточия мысли и чувств широко представлены в религиозной литературе того времени. Пророк Ислама (С), проживая по соседству с христианами и иудеями Мекки и Медины, а также – сопровождая своего дядю в торговых поездках с караваном в христианскую Сирию, непременно должен был познакомиться с аристотелевской трактовкой роли сердца в жизни человека, широко известной, в частности, в христианской среде, подвергнувшейся серьезному влиянию эллинистической культуры и философии.

Таким образом, оппоненты Корана, приписывающие его авторство самому Пророку Мухаммаду (С), а не Откровению свыше, опираются, в частности, и на процитированные выше аяты как на довод в пользу человеческого, а не сверхъестественного происхождения Корана, подверженного влиянию популярных на то время идей, впоследствии опровергнутых наукой.

Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд?

В свое время подобные же сомнения побуждали оппонентов заявлять об антинаучности Корана в контексте излагаемой им версии внутриутробного развития плода, согласно которой кости зародыша облекаются мясом, хотя до недавнего времени считалось, что кости и мясо формируются одновременно. Лишь современные, более точные, исследования эмбриологов подтвердили правоту коранического аята:

ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَامًا فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْمًا

Затем сделали Мы каплю кровяным сгустком, и сделали кровяной сгусток кусочком плоти, и сделали кусочек плоти костями, и облекли Мы кости мясом…[6]

Спрашивается: возможно ли, что подобные сомнения относительно истинной роли сердца объясняются его недостаточной изученностью современной наукой? В таком случае вполне вероятно, что Коран прав, относя на счет сердца если не рациональное мышление, то такие его чувственно-эмоциональные проявления, как «постижение» и «прозрение».

Вне всякого сомнения, именно мозг осмысливает и анализирует информацию об окружающем мире. Однако, подробному анализу всегда предшествует должное восприятие, более того, обстоятельный, хладнокровный анализ ситуации становится возможным лишь тогда, когда свободное мышление не подвержено влиянию стрессов.

До недавнего времени исследователями практически единодушно было принято, что как рациональное мышление, так и стрессы относятся именно к продуктам деятельности мозга, при этом сердце (частота сокращений которого увеличивается с ростом эмоциональной нагрузки) этой своей реакцией лишь отражает воздействие ситуации, как она воспринимается и анализируется мозгом (когда во время стресса активируется симпатическая нервная система). Но что если допустить, что между сердцем и мозгом существует взаимное влияние, и что не только мозговая деятельность управляет всем организмом, но и сердце способно оказывать свое встречное влияние на мозг, ограждая его от стрессового влияния и позволяя осмысливать окружающее чисто, незамутненно, более взвешенно и беспристрастно?

Исследователями Мельбурнского университета было сделано открытие, переворачивающее наши представления о роли сердца в паре сердце-мозг. Ученые (группа профессора Э.Залески из департаментов психиатрии и биомедицинской инженерии) пришли к выводу о том, что сердце и мозг являются биологически взаимосвязанными друг с другом, вследствие чего, например, биологический возраст человека определяется степенью старения как сердца, так и мозга, которые стареют одновременно и в равной степени, что свидетельствует о наличии между ними прямой взаимосвязи.

Вывод, сделанный учеными, касается, в частности, того, что старение сердечно-сосудистой системы определяется степенью старения трех мозговых сетей: соматомоторной (отвечающей за координацию), пассивного режима (задействуемой при погружении в себя и внутреннем анализе, размышлении) и, наконец, салиентной (задействуемой при обработке сигналов боли, эмоций, а также отвечающая за поощрение и мотивацию)[7].

Итак, научный мир пришел к доказательству того, что система сердце-мозг является биологически взаимосвязанной, что, в свою очередь, приводит к однозначному выводу и о том, что именно здоровое сердце позволяет человеку здраво размышлять, реагировать, быть мотивированным. А фактор мотивации, несомненно, играет ключевую роль в вопросах религиозной веры, каковым и посвящено в основном Откровение Корана.

Иными словами, рассуждая о восприятии и постижении реальности при помощи сердца, Коран указывает нам на наиболее чувствительный участок единой биологической системы сердце-мозг. Тем самым, уже сегодня (хотя многие открытия в данной области еще впереди) можно утверждать, что разговор о сердце, подразумевающий исполнение функций, традиционно приписываемых мозгу, является вполне корректным в контексте рассмотрения их обоих как составных частей единой системы, что позволяет оставить в стороне рассуждения о противоречиях между воззрениями Алкмеона и Аристотеля и серьезно поколебать уверенность оппонентов Корана, склонных подозревать его в ненаучности.

Здесь мы сознательно оставляем в стороне выводы, сделанные в определенных кругах касательно способности сердца к самостоятельному мышлению. Достаточно упомянуть, что сегодня такая точка зрения существует и набирает популярность, однако, ее широкое официальное научное признание либо окончательное опровержение – вопрос времени. В качестве примера можно лишь указать на статью Е.В.Вышлова, опубликованную в «Сибирском медицинском журнале», №2 за 2007 год, сс. 137 – 139, озаглавленную «Сердце как центральный духовно-эмоциональный орган», где тезисно излагается гипотеза, отраженная в заглавии, как предмет для предстоящих более обстоятельных дискуссий.

Как бы то ни было, даже принимая метафорическую трактовку понятия «сердце» в Коране и иных религиозных священных писаниях, мы, наряду с этим, убеждаемся в том, что мир науки – это не черно-белый мир, где все подчиняется законам дуального мышления, четко разделяющего все на «да» и «нет». Скорее, это – мир оттенков и полутонов, где порой о самых удивительных концепциях мы рассуждаем в категориях вероятности и допущения, не отвергая огульно все, что на первый взгляд не вписывается в традиционную парадигму.

Следует всегда иметь в виду то, что Божий язык Откровений – это язык священных посланий человечеству, данных на все времена, тогда как научным подходам свойственно со временем меняться и опровергать самих себя. И зачастую то, что долгое время казалось пережитком наивных представлений из далекой древности, на деле оказывается озарением, опередившим свое время на века и даже тысячелетия.

Тарас Черниенко,

21 ноября 2025 г.


[1] Коран, 17:36. Здесь и далее переводы с арабского оригинала выполнены мной – Т.Ч.

[2] Коран, 28:10.

[3] Коран, 7:179.

[4] Коран, 22:46.

[5] Изложенном в серии трактатов parva naturalia.

[6] Коран, 23:14.

[7] См. публикацию на сайте Мельбурнского университета: Breakthrough in understanding the link between brain and heart health, URL: https://research.unimelb.edu.au/strengths/advancing-research-2030-excellence-for-impact/case-studies/breakthrough-in-understanding-the-link-between-brain-and-heart-health

0 CommentsClose Comments

Leave a comment

Newsletter Subscribe

Get the Latest Posts & Articles in Your Email

We Promise Not to Send Spam:)